Агрессивное поведение подростков

Агрессивное поведение у подростков, самоповреждение, уход из дома, как правило, являются негативной ответной реакцией на поступки и поведение окружающих.

К основным причинам агрессивного поведения относят биологические (различного рода заболевания) и социально-психологические (воспитание, агрессия в семье, асоциальные группы, влияние информационной среды и т.д.).

Подросток проявляет агрессию, когда ему страшно, что его не любят, не понимают, что он один в этом мире, когда не видит другого способа самоутвердиться, привлечь внимание, когда не уверен в себе, когда в доме неблагоприятная эмоциональная атмосфера.

Агрессивность несовершеннолетних вызвана нарушениями в эмоциональной сфере. Равнодушие к детским проблемам, отсутствие поддержки формирует эмоциональный вакуум и переживание одиночества у подростка, что перерастает в неспособность контролировать самостоятельно эмоции. Подростки чувствительны как к эмоциональному, так и психологическому давлению и нуждаются в понимании близких. Родители, увлеченные работой, игнорируя психологические потребности ребёнка, откупаются от него. Часто можно слышать от родителей на приёме у психолога: «Он сыт, живет в тепле, что ему ещё надо?».

Важно услышать и увидеть за маской агрессивного поведения не жестокость, злость и избалованность, а просьбу о помощи. Затем вовремя организовать работу над ошибками. При своевременной помощи есть все шансы справиться с агрессией и дать ребенку шанс на адаптацию и развитие новых навыков реагирования, взаимодействия с внешним миром.

Рекомендации родителям:

  1. Спокойно и терпимо относиться к проявлениям ребенка. Показывать своим примером, что любой конфликт можно решить конструктивно.
  2. Учить ребёнка распознавать свои эмоции и справляться с ними. Предлагать альтернативные пути избавления от отрицательных эмоций.
  3. Акцентировать внимание подростка на конкретных поведенческих проявлениях, но не на его личности.
  4. Снижать напряжение, избегая проявлений, способных усилить накал страстей, отказаться от насмешек и сарказма, не пытаться продемонстрировать власть, не выдвигать жесткие требования и не наказывать подростка физически.
  5. Проявлять понимание к состоянию подростка. Он должен быть уверен, что его примут и поддержат, признают его чувства и эмоции, и помогут в трудной ситуации.