Агрессивное поведение у подростков, самоповреждение, уход из дома, как правило, являются негативной ответной реакцией на поступки и поведение окружающих.
К основным причинам агрессивного поведения относят биологические (различного рода заболевания) и социально-психологические (воспитание, агрессия в семье, асоциальные группы, влияние информационной среды и т.д.).
Подросток проявляет агрессию, когда ему страшно, что его не любят, не понимают, что он один в этом мире, когда не видит другого способа самоутвердиться, привлечь внимание, когда не уверен в себе, когда в доме неблагоприятная эмоциональная атмосфера.
Агрессивность несовершеннолетних вызвана нарушениями в эмоциональной сфере. Равнодушие к детским проблемам, отсутствие поддержки формирует эмоциональный вакуум и переживание одиночества у подростка, что перерастает в неспособность контролировать самостоятельно эмоции. Подростки чувствительны как к эмоциональному, так и психологическому давлению и нуждаются в понимании близких. Родители, увлеченные работой, игнорируя психологические потребности ребёнка, откупаются от него. Часто можно слышать от родителей на приёме у психолога: «Он сыт, живет в тепле, что ему ещё надо?».
Важно услышать и увидеть за маской агрессивного поведения не жестокость, злость и избалованность, а просьбу о помощи. Затем вовремя организовать работу над ошибками. При своевременной помощи есть все шансы справиться с агрессией и дать ребенку шанс на адаптацию и развитие новых навыков реагирования, взаимодействия с внешним миром.
Рекомендации родителям:
- Спокойно и терпимо относиться к проявлениям ребенка. Показывать своим примером, что любой конфликт можно решить конструктивно.
- Учить ребёнка распознавать свои эмоции и справляться с ними. Предлагать альтернативные пути избавления от отрицательных эмоций.
- Акцентировать внимание подростка на конкретных поведенческих проявлениях, но не на его личности.
- Снижать напряжение, избегая проявлений, способных усилить накал страстей, отказаться от насмешек и сарказма, не пытаться продемонстрировать власть, не выдвигать жесткие требования и не наказывать подростка физически.
- Проявлять понимание к состоянию подростка. Он должен быть уверен, что его примут и поддержат, признают его чувства и эмоции, и помогут в трудной ситуации.